28/08/2020

Митрополит Иларион: Мы ощущаем незримое присутствие Царицы Небесной в нашей жизни

Митрополит Иларион: Мы ощущаем незримое присутствие Царицы Небесной в нашей жизни
Митрополит Иларион: Мы ощущаем незримое присутствие Царицы Небесной в нашей жизни

28 августа 2020 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

Накануне праздника Владыка совершил всенощное бдение с чином выноса плащаницы Божией Матери.

На Литургии, на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

Перед причастием игумен Филарет (Тамбовский) огласил Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием.

По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы совершаем последний великий праздник церковного года, ибо, как вы, наверное, знаете, церковный год, как и учебный, начинается в сентябре, а заканчивается в августе. Первым великим праздником церковного года оказывается Рождество Пресвятой Богородицы, а последним – Ее Успение. И в течение всего литургического года перед духовным взором христианина проходит жизнь Божией Матери – от Ее рождения и до блаженного успения.

В первые века христианства еще не было богородичных праздников: ни Рождества, ни Введения во храм, ни Успения Пресвятой Богородицы. Древние христиане поминали мучеников, а центром церковной жизни становились места христианских погребений. В каждом городе были свои мученики, их мощи, местные празднования их памяти. Но праздников в честь Богородицы еще не было, хотя с самого начала существования Церкви христиане почитали Матерь Божию.

Даже в IV веке, когда святыми отцами было сказано о Церкви много нового, когда было построено множество новых храмов, еще не знали о том, как закончила свои дни Пресвятая Богородица. Святой Епифаний Кипрский в своем сочинении «Против ересей» писал, что мы не знаем, как ушла из жизни Божия Матерь: может быть, Она ушла из жизни мученицей, потому что еще праведный Симеон предсказал Ей, что оружие пройдет Ее душу. Может быть, Она вознеслась на небо…

Постепенно тайна жизни и смерти Пресвятой Богородицы раскрывалась Церковью. И когда в V веке нечестивый Константинопольский Патриарх Несторий решил переименовать Богородицу в Христородицу, считая, что Она родила не Бога, а только человека Иисуса Христа, ибо Бог существовал предвечно, Церковь ответила этому еретику устами святого Кирилла Александрийского и других богословов, торжественно провозгласив, что Пресвятая Дева родила Иисуса Христа – Бога воплотившегося, а потому по справедливости Она именуется Богородицей.

И с тех пор по всей вселенной – и на Западе, и на Востоке – начали строить церкви в честь Пресвятой Богородицы, стали писать Ее изображения на стенах храмов, создавать праздники в Ее честь. Именно тогда Церкви и открылось то, как Она жила и как уходила из жизни. И появился праздник в честь Успения Пресвятой Богородицы, который потому и называется Успением, что мы празднуем не смерть Ее, а переход из жизни земной к жизни лучшей, из жизни временной к жизни вечной.

Из церковного предания, которое сложилось в ту же эпоху, мы знаем, что когда приблизился час кончины Божией Матери, ученики Христовы пришли из разных земель, где они несли свою проповедь, в Иерусалим, чтобы Ее проводить. И мы знаем, что кончина Пресвятой Богородицы сопровождалась пением людей на земле и ангелов на небесах. Ее Божественная душа была вознесена Богом на небо сразу же после того, как Пречистая испустила дух. А когда спустя три дня ученики пришли и вскрыли гробницу, то увидели, что тела Богородицы в ней нет, ибо оно было вознесено на небо. Точно так же, когда воскрес Христос, жены-мироносицы, пришедшие первыми к погребальной пещере, а за ними и апостолы, увидели, что гробница, где накануне было положено тело Спасителя, пуста.

Так чудесным образом Церкви открылась тайна Богородицы. И через праздники, посвященные Божией Матери, которые совершаются в течение всего литургического года, мы соприкасаемся с этой тайной, приобщаемся к ней и ощущаем присутствие Царицы Небесной в нашей жизни.

Тайна Богородицы раскрывалась христианам не сразу. Если мы посмотрим на редкие древние изображения Божией Матери V, VI, VIII, IX веков, то увидим, что Она изображается как прекрасная женщина, иногда с серьгами в ушах, с красивыми полными губами, с ясным взором, с большими глазами. Именно так Она изображена на знаменитой мозаике IX века в соборе Святой Софии в Константинополе, которую сейчас по указанию турецкого президента завесили пеленами. Дай Бог, чтобы ее не сбили молотками, как сбивали в прежние времена христианские мозаики. Мне довелось не раз видеть эту мозаику, на которой Пресвятая Богородица представлена в виде красивой женщины.

Но потом Церкви открылось еще одно измерение жизни Божией Матери. Устами своих песнописцев и церковных поэтов Церковь рассказала о том, что пережила Пресвятая Богородица, когда стояла при кресте Своего Сына. И если мы посмотрим, как Богородица изображена в X веке и в последующие века, то увидим на Ее лице печать скорби, что Ее глаза всегда печальны. Посмотрите на знаменитую Владимирскую икону Пресвятой Богородицы XII века, на многие другие византийские и древнерусские иконы. Лик Пречистой Девы светел, но всегда печален. И это уже другая красота – не человеческая, которую изображали художники и мозаичисты первого тысячелетия, а нетленная красота кроткого и молчаливого духа (1 Пет. 3.4), которая раскрылась Церкви через образ Царицы Небесной.

И даже когда на древних святых образах Матерь Божия изображается с Младенцем на руках, и даже если Младенец на руках у Нее играет, как на некоторых иконах «Умиление» или «Взыграние», то лик Пресвятой Богородицы печален, и глаза Ее исполнены скорбью, ибо Она предчувствует, какая судьба ждет Ее Сына. И в то же время Она молится и за всех нас. Она скорбит, когда нам тяжело, соболезнует нам, когда мы болеем, сочувствует нам, когда мы попадаем в беду.

Церкви в течение многих веков ее бытия раскрылась тайна Богородицы и тайна Ее предстательства за людей, за весь христианский мир, за каждого христианина. И мы торжественно празднуем события из жизни Богородицы, Ее Рождество, Ее Введение во храм, Успение, ибо ощущаем Ее незримое присутствие в нашей жизни, как Она к нам близка. Мы чувствуем, как Она откликается на наши молитвы, помогает нам на жизненном пути.

Наш храм удостоился особой милости от Пресвятой Богородицы – здесь хранится одна из Ее чудотворных икон «Всех скорбящих Радость», которая на протяжении уже нескольких столетий источает исцеление. Через этот образ Пресвятая Богородица подает помощь всем прибегающим и притекающим к Ней.

В праздник, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, будем просить Царицу Небесную о том, чтобы Она помогла нам пройти наш жизненный путь достойно нашего призвания. Чтобы кончина наша стала успением и переходом в жизнь вечную, безболезненной, непостыдной и мирной, и Сам Господь Иисус Христос принял бы нашу душу так же, как мы видим на иконах Успения Пресвятой Богородицы, когда Спаситель принимает душу Своей Пречистой Матери, изображаемую в виде спелёнатого младенца.

Будем просить Пресвятую Богородицу, чтобы Она всегда покрывала нас от всякого зла честным Своим омофором и никогда не оставляла нас, наш град, наше Отечество и весь мир Своим молитвенным предстательством. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!»



E-mail: info@hilarion.ru
© Митрополит Волоколамский Иларион

Разработка сайта: Интернет агентство "Вебстрой", 2015