23/07/2017

Митрополит Иларион: Чудо – это всегда совместное действие Бога и человека

Митрополит Иларион: Чудо – это всегда совместное действие Бога и человека

23 июля 2017 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения владыка обратился к молившимся в храме со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали с вами чтение из Евангелия от Матфея о том, как двое слепцов шли за Иисусом и взывали к Нему: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» (Мф. 9.27). Господь, обратившись к ним, сказал: «Веруете ли, что Я могу это сделать?», и они сказали: «ей, Господи!» (Мф. 9.28), и тогда Он исцелил их от слепоты.

Читая этот рассказ, мы должны прежде всего задуматься, почему слепцы называли Господа и Спасителя Сыном Давидовым. Мы знаем из евангельской истории, что Господь происходил из рода Давидова. Евангелие от Матфея начинается со слов: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1.1). Но когда Господь Иисус Христос незадолго до Своей смерти общался с фарисеями в Иерусалимском храме, то Он им задал вопрос: «Что вы думаете о Христе? чей Он Сын?» (Мф. 22.42), на что фарисеи ответили: «Давидов». И тогда Господь сказал: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Мф. 22.43-44). Фарисеи же и книжники ничего не могли возразить, ибо не знали ответа.

Господь Иисус Христос был Сыном Давидовым по плоти, и Он называл Себя Сыном Человеческим, но мы знаем, что он был Сыном Божиим. Именно вера в Иисуса Христа как Сына Божия, Который способен исцелить всякий недуг, всякую немощь человеческую, – именно эта вера открывает глаза слепцам, делая их зрячими. Как говорит святой Марк Подвижник в своей книге «О законе духовном», два слепца, пока шли за Иисусом и пока были слепы, называли Его Сыном Давидовым, но когда они прозрели, то уже исповедали Его Сыном Божиим. Об этом не говорится прямо в Евангелии, но такое толкование дал один из святых Отцов Церкви.

Очень часто, задумываясь о том, Кто такой был Иисус Христос, люди далекие от Церкви говорят: «Это был один из учителей нравственности, подобно Конфуцию, Будде, Магомету и другим выдающимся деятелям истории, каждый из которых после себя оставил изречения, оставил группу последователей». Но если бы Иисус Христос был просто одним из учителей нравственности, Он бы и занял место в списке мудрейших мыслителей, которые оставили после себя учеников. Но Господь Иисус Христос был воплотившимся Богом: именно в этом заключается сердцевина христианской веры, именно к этому ведет все евангельское повествование.

Особенно мы видим это в Евангелии от Иоанна, которое начинается со слов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1.1). Под Словом, конечно же, подразумевается Господь Иисус Христос, Который по человечеству родился от Святого Духа и Девы Марии, а по Божеству Своему Он извечно рожден от Бога Отца и всегда пребывает с Богом. Евангелие от Иоанна заканчивается тем, что один из апостолов, который никак не мог поверить в воскресение Христово, после того, как воскресший Господь явился ему и показал Свои раны от гвоздей на руках и ногах, и от копья — под ребром, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20.28). И это был первый и самый короткий символ веры, который когда-либо был произнесен, но при этом в нем заключена сердцевина христианской веры.

Господь наш Иисус Христос – это не просто Сын Давидов; Он не просто Сын Авраамов и не просто Сын Человеческий; прежде всего Он  — Сын Божий и Бог. И именно в свете веры в то, что Господь Иисус Христос есть Бог воплотившийся, раскрывается смысл всей евангельской истории, всего того, что Господь Иисус Христос говорил и делал.

Когда мы читаем евангельский рассказ о чудесах Господа Иисуса Христа, о том, как он исцелял слепых, возвращал им зрение (повествование об одном таком случае содержится и в сегодняшнем евангельском рассказе), как приходили к Нему бесноватые и Он изгонял из них бесов, то мы иногда спрашиваем себя: почему все эти столь обильные чудеса происходили, когда Господь Иисус Христос был на земле, а сейчас подобные чудеса не случаются? На это можно ответить, что и в наше время совершается много чудес, но, к сожалению, мы зачастую остаемся слепы и не замечаем их. Чудо, которое совершил Бог, приписывается естественным причинам, стечению обстоятельств, удачному случаю или просто говорят, что человеку «повезло». Кроме того, есть такие чудеса, которые мы и не видим вовсе: Господь их совершает, а мы думаем, что так и должно быть, что все это вписывается в обычное течение жизни.

И еще об одном обстоятельстве следует упомянуть в связи с чудом, и снова вспомнить сегодняшний евангельский отрывок. Господь спрашивает слепцов: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Если бы они ответили: «Нет, мы не веруем», наверное, чуда бы не произошло, потому что чудо – это всегда совместное действие Бога и человека. Человек верует в то, что Господь может совершить чудо, а Господь это чудо совершает.

Но в нашей жизни бывают ситуации, когда и вера есть, и чудо необходимо, а оно не совершается. И мы молимся о том, чтобы это чудо произошло, и мы веруем в то, что Господь Иисус Христос способен это чудо совершить, а оно не происходит. Это можно объяснить только тем, что у Бога есть особый промысел о каждом человеке, и что иногда чудо, которого мы желаем, Господу не угодно, ибо Он хочет сотворить иное чудо, о котором мы даже не знаем.

Поэтому случается так, что иногда мы просим об одном чуде, а Господь совершает другое чудо. Мы просим о том, чтобы Господь кому-то сохранил жизнь, а Бог переводит этого человека в жизнь вечную. По человеческим меркам мы скорбим, потому что чудо вроде как не произошло, но если таков Божественный план, если Господь уготовал человеку именно эту судьбу , то сам его переход к жизни вечной будет чудом. И встреча с Богом, которая ожидает каждого человека, тоже есть чудо. И чудо – пребывание людей, перешедших в мир иной с верой и с любовью к Господу, в Царстве Небесном со всеми святыми.

Читая евангельские рассказы о чудесах, читая поучения Господа и Спасителя, будем с абсолютным доверием относиться к Его слову. Будем просить Господа, чтобы Он совершал над нами и над нашими близкими те чудеса, которые Ему угодны, и всегда открывал нам глаза на те чудеса, которые совершаются с нами и вокруг нас. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС

E-mail: info@hilarion.ru
© Митрополит Волоколамский Иларион

Разработка сайта: Интернет агентство "Вебстрой", 2015