12/07/2017

Митрополит Иларион: Через святых апостолов Петра и Павла Церковь получила учение, которым живет до сих пор

Митрополит Иларион: Через святых апостолов Петра и Павла Церковь получила учение, которым живет до сих пор

12 июля 2017 года, в праздник  святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики прихода.

После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения архипастырь обратился к собравшимся в храме с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, наша Святая Церковь празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В этом году исполняется предположительно 1950 лет со дня мученической кончины обоих апостолов. И кончина их, опять же, как предполагается, произошла именно в этот день в 67-м году, в гонения императора Нерона.

Сегодня Святейший Патриарх Кирилл совершает торжественное богослужение в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, посвященном этим двум святым первоверховным апостолам. Почему Церковь их прославляет, и почему она празднует их память одновременно, в один и тот же день? Согласно преданию, свою жизнь они закончили в один день, но начинали они ее совсем по-разному. Петр был малограмотным галилейским рыбаком, одним из тех, кого Господь Иисус Христос призвал на служение в самом начале, когда Он набирал Себе, как сейчас бы сказали, «команду» для того, чтобы она следовала за Ним, чтобы эти люди слушали Его слово, впитывали то, что Он говорил, были свидетелями того, что Он делал, а затем могли рассказать об этом всему миру.

Почему-то Господь захотел избрать именно этих простых людей, хотя в Его время было много людей образованных, начитанных, знатоков Закона, пророческих писаний. Мы их постоянно встречаем на страницах Евангелия, но только эти люди почему-то оказываются не на стороне Господа Иисуса Христа, а на стороне Его противников. Что они вычитали в Законе и пророках такого, что не сделало их последователями обетованного Мессии? Как-то не так они читали «закон и пророки» (см. Мф. 7. 12) и не смогли в ветхозаветных писаниях услышать ясный пророческий голос о том, что придет Спаситель народа израильского и всего мира. А вот эти простые галилейские рыбаки, среди которых был и Петр, откликнулись на слово Спасителя. И когда Господь призвал их на апостольское служение, они без колебаний оставили то, чем занимались раньше, оставили свои дома, своих сродников, и последовали в неизвестность – туда, куда вел их Господь Иисус Христос.

Обратившись к десятой главе Евангелия от Матфея, мы увидим, что Господь Своих учеников наставлял в том, как им надлежит жить, как им следует общаться с людьми, и что ожидает их в жизни. И мы видим, что Господь не пообещал им ничего хорошего. Он не сказал им, мол, вас будут ждать почет и уважение людей, ваше слово будет покорять народы, вас будут принимать и любить, чествовать и благодарить. Вместо этого Спаситель говорил им: вы будете гонимы, вас слушать не станут, любить вас не будут, «вы будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мк. 13. 13). Ну какой человек, набирая себе команду, будет давать такие обещания? Кто скажет, как Господь Петру после Своего воскресения, − «другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21. 18)?

И кто бы, услышав все эти обещания, последовал за таким учителем? А эти простые галилейские рыбаки стали учениками Христовыми. Они слушали то, что Господь говорил им, и впитывали Его слова, хотя многое тогда не понимали. Мы видим, как много раз в течение евангельской истории Петр противился Иисусу Христу, прекословил Ему. Когда Господь предвозвестил, что Он должен будет умереть, Петр начал прекословить, и  Спаситель сказал: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8. 33). Когда Господь Иисус Христос был предан на распятие, Петр трижды отрекся от Него. Спаситель предсказывал это, хотя Петр говорил: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф. 26. 33).

Много других эпизодов во всех четырех Евангелиях – и от Марка, и от Матфея, и от Луки, и от Иоанна – посвящены взаимоотношениям между Иисусом Христом и Петром. Мы видим, что далеко не всегда Петр понимал то, что говорит Спаситель, и далеко не всегда он осознавал, зачем последовал за этим Человеком. Один раз он спросил Господа: «Вот мы оставили все, а что же нам будет? Мы ради Тебя все бросили». Господь ему ответил: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19. 29).

Но опять же, можно ли было удовлетвориться этим ответом? Можно ли было пойти за Человеком, Который обещает некую награду где-то в будущем, видимо, после смерти, а здесь, на земле, сулит только скорби, лишения и страдания? Несмотря на все это, Петр последовал за Спасителем, был верным Ему и преданным учеником. И мы видим, что если он чего-то не понимал, то задавал вопросы. Даже тогда, когда все остальные боялись спросить Господа, Петр не боялся. Он спрашивал часто от лица всей общины и получал ответ.

Были и такие случаи, когда Господь обращался ко всем двенадцати ученикам с вопросом, а отвечал только один Петр. Мы не знаем, почему так случалось, − потому ли, что только он один знал ответ, или потому что другие стеснялись и боялись, либо так случилось в этой апостольской общине, что он оказался как бы уполномоченным представлять ее перед лицом своего Учителя. Но когда Господь спросил Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (мы слышали сегодня этот рассказ в версии евангелиста Матфея, хотя он присутствует и у двух других евангелистов-«синоптиков»), только один Петр прямо ответил на вопрос. Он ответил, согласно евангелисту Матфею: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16. 16). И Господь сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах, и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 17-18).

Что означают Его слова? На каком камне Господь созидает Свою Церковь? Сам апостол Петр в своем послании, которое вошло в корпус Священного Писания Нового Завета, говорил о том, что камень краеугольный есть Сам Господь Иисус Христос (1 Пет. 2. 4-8), на Нем построена Церковь Христова. Слова из Евангелия от Матфея по-разному трактовались в христианской традиции на Западе и на Востоке. На Западе сложилось предание о том, что Петр был первым епископом Рима и что именно на нем, на его исповедании построена Церковь Христова. А на Востоке Отцы Церкви говорили, что она построена не только на Петре, но на всех апостолах, а краеугольным ее камнем является Сам Господь Иисус Христос. Подчеркивалось, что именно исповедание веры сделало Петра тем человеком, которому Господь сказал: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16. 19).

Но, как мы знаем, Господь эти слова сказал не только одному Петру, но и другим апостолам, как не только Петру Он сказал, что он будет «ловцом человеков» (Мф. 4. 19). Мы неслучайно называем нашу Церковь не только Святой, не только Единой, но еще и Апостольской, потому что она зиждется на этом апостольском основании, ибо Господу было так угодно, чтобы через апостолов нам была передана Его святая вера. Ведь если бы Господь хотел, Он бы мог Сам оставить для нас Евангелие, написать для нас заповеди, которые мы бы читали как слово, исходящее из уст Самого Бога. Но, как мы знаем, Господь не оставил после Себя никаких письменных документов − Он оставил по Себе память, которую апостолы должны были преложить в свидетельство о Нем, о Его деяниях, о Его словах, о Его Божественном облике и о спасении, которое Он даровал Своей жизнью, смертью и воскресением всему человеческому роду.

После того, как Господь Иисус Христос воскрес, как свидетельствует евангелист Иоанн, Он много раз встречался с апостолами. И один раз Спаситель спросил Петра – того самого Петра, который трижды отрекся от Него: «Любишь ли ты Меня?» Он задал этот вопрос трижды, так что Петр опечалился, поскольку в словах Господа услышал сомнение: действительно ли ты любишь Меня? А если ты любишь Меня, то как же мог отречься от Меня? И Петр трижды ответил: «Я люблю Тебя», и в третий раз сказал: «Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21. 15-17). Ибо Господь ведал, что, несмотря на немощь человеческую, которую проявил Петр, когда Христос был предан на страдания и распятие, тем не менее, этот ученик продолжал любить Его горячо и сердечно, всем своим сердцем. Господь сказал ему: «Паси овец Моих» (Ин. 21. 17). Эти слова Петр услышал от Христа трижды, и они воспринимаются в святоотеческой традиции как восстановление Петра в апостольском достоинстве.

О том, что происходило дальше, после воскресения Христова, мы узнаём из книги Деяний апостолов. Первые главы в ней посвящены апостолу Петру, и мы видим в них совсем другого Петра, чем тот, о котором рассказывали нам евангелисты. Это уже не тот сомневающийся и колеблющийся человек, который задает вопросы, − это человек, который дает ответы. Мы видим его во главе апостольской общины, он возглавляет собрание учеников, которое на место отпавшего Иуды избирает другого апостола. Он  в день Пятидесятницы произносит от имени двенадцати апостолов проповедь, обращенную к народу израильскому, говоря о том, что Господь Иисус Христос, которого из зависти предали на смерть первосвященники и книжники, воскрес из мертвых. И несколько тысяч человек тогда уверовали во Христа. Мы видим, как дерзновенно свидетельствует Петр о воскресшем Спасителе перед Синедрионом, перед теми самыми первосвященниками и книжниками, которые незадолго до того осудили на смерть Иисуса и теперь могут осудить на смерть Его ближайшего ученика. Петр не боится смерти, потому что Господь ее предсказал, он знает, что Бог сохранит его в этой жизни настолько, насколько будет нужно для свидетельства народам.

Мы читаем в книге Деяний Апостольских о начале гонений на Церковь, о том, как первомученик Стефан был побит камнями и как при том присутствовал молодой человек по имени Савл. Это был человек, воспитанный, как он сам потом расскажет в своем послании, «при ногах» выдающегося еврейского раввина Гамалиила – единственного раввина за всю историю, которого почитают как святого в Православной Церкви. Его имя включено в наш календарь, потому что, по преданию, он, в конце концов, уверовал в Спасителя. В книге Деяний мы читаем о том, как Гамалиил встал на сторону апостолов, когда они свидетельствовали о Спасителе (Деян. 5. 34-40).

Но его ученик Савл вовсе не отличался любовью к христианству и толерантностью к новому учению − наоборот, воспитанный в строгом иудейском законе, он считал, что христиане – это опасная и вредная секта, которую надо как можно скорее уничтожить. Преисполненный юношеской ревности, он заручился письмами и отправился в Дамаск для того, чтобы там выявлять, выискивать и предавать на суд местных христиан. По пути внезапно осиял его свет с неба, и он услышал голос, который сказал: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?». Это был голос Иисуса Христа. Молодой человек спросил: «Кто Ты, Господи?», и Спаситель ответил: «Я Иисус, которого ты гонишь» (Деян. 9. 4-5). После этого Савл ослеп, три дня он не видел и все это время не ел и не пил, а потом Господь послал к нему Своего ученика Ананию, от которого Савл принял крещение. И с этого самого момента он стал апостолом Спасителя, которого мы знаем по имени Павел.

Как сам апостол Павел рассказывает в одном из своих посланий, после того как все это произошло, он не пошел в Иерусалим «советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1. 16), не отправился к другим апостолам расспрашивать, кто такой был этот Иисус Христос, чему Он учил, о чем говорил. Спустя несколько лет он придет в Иерусалим и пообщается с Петром; они проведут вместе две недели, и Павел будет спрашивать его о том, что Петр видел и слышал. А больше никого кроме Иакова, брата Господня, Павел не увидит, о чем сам скажет в своих посланиях. Все откровения о жизни и учении Иисуса Христа он получал от Самого Господа в непосредственном духовном опыте, и Павел об этом свидетельствует в посланиях, когда ссылается на эти откровения и рассказывает о них. Об одном из них мы ныне слышали − о том, как он был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы, которые человеку невозможно пересказать.

И вот этот бывший гонитель Церкви Христовой становится ее пламенным исповедником и апостолом. Не сразу он входит в семью апостолов. К нему относятся с недоверием, думают, а не обманщик ли он: может быть, он вкрался в нашу общину для того, чтобы все у нас разведать, а потом предать нас всех первосвященникам и книжникам? Ведь все знали его как гонителя Церкви. И автор книги Деяний евангелист Лука не скрывает того, что Павлу трудно было примкнуть к апостольской общине, гонителем которой он был.

Но, надо сказать, он особенно и не старался примкнуть к ней. Павел получил мандат на апостольство от Самого Господа и отправился в свои миссионерские путешествия для того, чтобы создавать Церкви там, где еще не было христиан. Он сам говорит об этом в послании к Римлянам: «Я не хотел созидать на чужом основании, я не хотел проповедовать там, где уже прозвучала проповедь апостолов» (Рим. 15. 20). Он отправлялся туда, где еще никого из апостолов не было. Встречался сначала с иудеями, затем с язычниками и обращал их ко Христу.

Свой миссионерский принцип он неоднократно выражал в посланиях, когда говорил о том, что проповедь Спасителя должна распространяться сначала на иудеев, а потом на язычников. Принадлежа к еврейскому народу и будучи воспитанным в иудейских традициях, он до конца своих дней лелеял надежду на то, что его народ обратится ко Христу. И об этом с большой скорбью он упоминал в посланиях к Римлянам. Павел писал: «Я хотел бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих» (Рим. 9. 3). И в то же время всякий раз, когда он приходил к иудеям, его проповедь кончалась тем, что они его выгоняли, били или отдавали язычникам на суд.

Мы слышали сегодня в апостольском чтении его рассказ о тех злоключениях, которым он подвергся, о притеснениях, прежде всего, от иудеев, о том, какие беды и скорби от них терпел. Например, как пять раз подвергали его избиению, и он получал по тридцать девять ударов. И все равно, преодолевая эту ненависть и это сопротивление, Павел продолжал проповедовать Христа распятого, о котором он говорит, что «это для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие» (1 Кор. 1. 23). Он продолжал проповедовать Христа, потому что Сам Христос послал его на апостольскую проповедь.

Апостол Павел проповедовал Его не только устно, но и письменно. В отличие от Самого Иисуса Христа, он решил свое учение положить на бумагу, точнее, на папирус. Так Павел написал свои послания, которые рассылал в разные Церкви, которые сам создавал. И сегодня мы их читаем, они почти ежедневно звучат за Божественной литургией; послания апостола Павла являются для нас бесценным и незаменимым источником учения о вере и нравственности.

Открывая издание Нового Завета, мы часто в конце видим карту «Миссионерские путешествия апостола Павла». На ней прочерчены маршруты четырех путешествий апостола. Первые три были действительно миссионерские, а четвертое путешествие он провел в узах, будучи арестантом,  когда его везли в Рим, дабы отдать на суд императора. Если мы посмотрим маршруты этих передвижений, то увидим, что Павел преодолевал огромные расстояния: от одной точки до другой в любом из его миссионерских путешествий нужно было добираться много дней, много недель и много месяцев. Даже сегодня эти расстояния на самолете преодолеваются за час, полтора, за два часа, а Павел ходил пешком. У него не было транспорта, редко когда он мог сесть на лошадь, а в основном Павел преодолевал эти гигантские расстояния пешком для того, чтобы во всю землю дошло вещание апостольское, чтобы проповедь Иисуса Христа, распятого и воскресшего, прозвучала повсюду.

Нигде в Священном Писании мы не видим упоминаний о том, чтобы Петр и Павел появлялись вместе, кроме одного случая (он описан в послании апостола Павла), когда два апостола встретились в Антиохии. Встреча эта была не очень удачной, потому что закончилась спором между ними. Но из церковного Предания мы знаем, что Промысел Божий обоих апостолов привел в Рим. Нам не известно точно, в каком году случилась их смерть и при каких обстоятельствах, но знаем, что с самого начала их память праздновалась вместе, хотя погребены Петр и Павел были раздельно. Один апостол – на Ватиканском холме, а другой − при Аппиевой дороге. А если их память празднуется вместе, это значит, что они и умерли вместе, потому что у христиан было в обычае чтить даты смерти мучеников, а апостолы Петр и Павел стали одними из первых христианских мучеников. По преданию, апостол Петр был распят вниз головой. Павел же не был распят, потому что был римским гражданином, а их не распинали; он был казнен через отсечение головы.

С самого начала христиане почитали этих двух великих апостолов. И даже сегодня те, кто посещает вечный город Рим, могут поклониться их честным останкам, которые в течение 1950 лет бережно хранятся христианами. Останки апостола Петра пребывают там же, где он был погребен, – на Ватиканском холме, на котором стоит сегодня собор Святого Петра. Останки же апостола Павла покоятся на Аппиевой дороге, где совершилось когда-то его погребение. Там сегодня находится величественный собор Святого Павла вне стен, именуемый так потому, что когда-то он был построен за стенами города Рима. Сейчас же, конечно, храм находится в городской черте.

Рядом с тем местом, где был похоронен апостол Павел, не так давно откопали кладбище, на котором хоронили и язычников, и иудеев, и христиан. На могилах многих христиан находили надгробные плиты с надписаниями: «Раб Божий такой-то или раба Божия такая-то похоронены здесь рядом с Павлом». То есть уже тогда христиане знали о том, что апостол Павел лежит здесь, и просили похоронить своих усопших рядом с ним. На гробнице самого апостола тоже не так давно была обнаружена плита, установленная, по-видимому, во времена равноапостольного императора Константина. На ней выбиты слова: «Павлу – апостолу и мученику».

Церковь не случайно прославляет этих двух апостолов как первоверховных, потому что именно через них Церковь получила то учение, которым живет до сих пор. Именно благодаря им до нас дошло учение Господа Иисуса Христа. По Преданию и по словам древних историков, именно свидетельство апостола Петра легло в основу Евангелия от Марка и, возможно, даже Евангелия от Луки. А апостол Павел был тем человеком, который на фундаменте учения Господа Иисуса Христа создал то богословское и нравственное учение, которое и поныне является основанием церковного учения. Ведь Господь Иисус Христос многое сделал и многое сказал, но все это предстояло осмыслить святым апостолам. И только Павел оказался тем человеком, который был способен дать богословское и нравственное осмысление всего того, что сказал Спаситель.

Будем прославлять святых апостолов, будем молиться им и просить, чтобы они сохранили нас в твердой православной вере, сохранили нашу Святую Церковь согласно обетованию о том, что «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18), которое Петр услышал от Спасителя. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС

E-mail: info@hilarion.ru
© Митрополит Волоколамский Иларион

Разработка сайта: Интернет агентство "Вебстрой", 2015